@dosmanovaart

Светлана Досманова

Зелёный. 06.08.2025 22:25

Зеленые пигменты и краски: от малахита до “хищного хлорофилла”

Зеленые пигменты и краски в живописи: подробный обзор и сравнение российских производителей

Зеленый цвет в живописи играет важную роль, поскольку встречается в природе повсеместно — от пейзажей до натюрмортов. Разные оттенки зеленого создаются с помощью натуральных и синтетических пигментов, каждый из которых обладает уникальными свойствами. В этом обзоре мы рассмотрим основные виды зеленых пигментов, их характеристики, а также сравним российские производителей художественных красок.

1. Классификация зеленых пигментов

1.1. Натуральные пигменты

Исторически художники использовали минеральные и органические вещества для создания зеленых оттенков.

Малахит (основной карбонат меди)

Природный минерал, измельчаемый в порошок.

Дает насыщенный зеленый цвет с голубоватым подтоном.

Недостатки: со временем темнеет, дорогой, редко используется в современных красках.

Зелень земляная (глинистые минералы с примесями железа и марганца)

Приглушенный, теплый зеленый оттенок.

Низкая красящая способность, но хорошая светостойкость.

Использовалась в средневековой и ренессансной живописи.

Хлорофилловые пигменты (из растений)

Нестойкие, быстро выцветают на свету.

В современной живописи почти не применяются.

1.2. Синтетические пигменты

С развитием химии в XIX–XX веках появились более устойчивые и яркие зеленые пигменты.

Оксид хрома (Cr₂O₃, изумрудная зелень, Viridian)

Холодный, прозрачный, светостойкий.

Используется в масляных, акриловых и акварельных красках.

Не токсичен, подходит для лессировок.

Фталоцианиновый зеленый (PG7, зелень Гинье)

Очень яркий, высокоинтенсивный.

Дешевый в производстве, но может доминировать в смесях.

В масляных красках иногда вызывает "выцветание" соседних цветов.

Кобальт зеленый (CoO·ZnO, PG19, PG26)

Дорогой, но благородный оттенок.

Хорошая укрывистость и светостойкость.

Бывает теплым (светлым) и холодным (темным).

Зеленый Шееле (арсенит меди, исторический пигмент)

Яркий, но токсичный (содержит мышьяк).

В современной живописи не используется.

2. Зеленые краски в разных техниках живописи

2.1. Масляные краски

"Невская палитра" (Санкт-Петербург)

Фтало-зеленая (PG7) – очень насыщенная, но агрессивная в смесях.

Оксид хрома (PG17) – стабильный, подходит для пейзажей.

Кобальт зеленый светлый (PG19) – дорогой, но благородный оттенок.

"Ладога" (Санкт-Петербург)

Бюджетный вариант, но менее чистые оттенки.

Зеленая средняя – смесевой пигмент, может быть грязноватой.

"Русские художественные краски" (Москва)

Высококачественные краски с редкими пигментами.

Изумрудная зелень (оксид хрома) – прозрачная, холодная.

2.2. Акриловые краски

"Мастер-класс" (Невская палитра)

Фтало-зеленая (PG7) – яркая, подходит для декоративных работ.

Оксид хрома (PG17) – матовая, устойчивая.

"Гамма" (Москва)

Средняя цена, хорошая укрывистость.

Зеленая травяная – смесевой пигмент, не всегда чистый.

2.3. Акварельные краски

"Белые ночи" (Невская палитра)

Фтало-зеленая (PG7) – очень яркая, подходит для глазурей.

Оливковая (смесь охры и зеленого) – натуральный оттенок.

"Сонет" (Ладога)

Более бледные оттенки, подходят для эскизов.

3. Сравнение российских производителей

ПроизводительСильные стороныСлабые стороны
Невская палитраШирокий ассортимент, стабильное качествоВысокая цена на профессиональные линии
ЛадогаДоступная цена, подходит для обученияМенее чистые оттенки, слабее пигменты
ГаммаХорошее соотношение цены и качестваНе все цвета одинаково насыщенные
Русские худ. краскиИспользование редких пигментовТрудно найти в продаже, высокая цена

4. Рекомендации по выбору

Для пейзажей: Оксид хрома (PG17), оливковые смеси.

Для ярких работ: Фтало-зеленый (PG7), но осторожно в смесях.

Для профессиональной живописи: Кобальт зеленый (PG19, PG26).

Бюджетный вариант: "Ладога" или "Гамма".

Смешивание зеленых оттенков

Травяной зеленый: Кадмий желтый + голубая ФЦ.

Оливковый: Охра + ультрамарин.

Изумрудный: Фтало-зеленый + капля белил.

Заключение

Выбор зеленой краски зависит от техники, бюджета и задач. Российские производители предлагают достойные варианты, среди которых выделяются "Невская палитра" и "Русские художественные краски". Для учебных работ подойдут "Ладога" и "Гамма". Важно учитывать свойства пигментов, чтобы добиться нужного эффекта в живописи.


20



Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам